Категории

Популярные схемы
Схема универсального автосторожа  
Схема универсального автосторожаЭтот автосторож длительное время успешно эксплуатируется на автомобиле ВАЗ. Он обеспечивает наблюдение за стеклами, колесами, дверями и крышкой капота и багажника. Включается сторож с помощью кнопки, расположенной в салоне, а выключается с помощью дистанционного выключателя,выполненного в виде брелка для ключа зажигания. Связи между брелком и сторожем с помощью инфракрасных лучей.





В дежурном режиме устройство потребляет ток не более 10мА. В течении одной минуты после нажатия кнопки включения сторож не реагирует на состояние датчиков. В это время можно без спешки закрыть все двери, багажник и капот. После окончания этого времени устройство переходит в дежурный режим и и находится в этой состоянии до поступления сигнала от одного или нескольких датчиков.

В стороже используются - один инерционный датчик,реагирующий на наклон кузова, который возникает при попытке или снятии колеса; три пьезоэлектрических датчика, которые реагируют на прикосновение инструмента к стеклам и кузову, а датчики открывания дверей, в качестве которых используется дверные выключатели освещения салона. При поступлении сигнала от датчиков, сразу-же включается прерывистый звуковой сигнал, звучит около 45 секунд и затем система снова переходит в дежурный режим.

Для отключения сторожа нужно последовательно нажать две кнопки на корпусе брелка. Таким образом передаются два кодовых слова даже если первое слово совпало при несовпадении второго слова информация о совпадении первого стирается. Так работает простейшая система защиты от сканирования.

Принципиальная схема изображена на рисунке. В качестве инерционного датчика используется стрелочный индикатор от магнитофона с утяжеленной и перемещенной в центр шкалы стрелкой В4. Он включен между входами OУD 7. В таком включении получается максимальная чувствительность. ОУ включен по схеме интегратора, с его выхода, импульс возникающий при срабатывании (перемещении стрелки в результате наклона кузова) поступает на логическое устройство на микросхемах D8-D9.

Пьезоэлектрические датчики сделаны из головок от старых монофонических ЭПУ типа 111-ЭПУ38 или других, можно стереофонических, но они крупнее и менее надежны. Сигнала от этих датчиков через регуляторы уровня срабатывания R29 - R31 поступают на двухкаскадный усилитель ЗЧ сигнала на VT8 и VT9, с него на выпрямитель на VD21 и VD22 и далее на усилитель постоянного тока на VT11 с коллектора которого импульс поступает на логическое устройство.

Каскад на VT10 блокирует выпрямитель, и таким образом исключает возможность зацикливания сторожа от работы звукового сигнала. Информация от дверных выключателей поступает на логическое устройство через переходной каскад на VT12, который исключает выход из строя микросхемы из-за подачи на ее вход недопустимо высокого уровня или статического разряда.

Цепь задержки перехода в ждущий режим после включения выполнена на D9.2 и D48C21. После включения уровень на выходе этого элемента равен нулю и держится на нуле до тех пор пока не зарядится С21. В это время импульсы с выхода D9.1 не могут изменить состояния на выходе D9.2. Одновибратор на D9.3 и D9.4 определяет время работы звукового сигнала, мультивибратор на D8.2 и D8.3 прерывает звуковой сигнал с частотой 1Гц.

Схема дистанционного выключения сделана на базе схемы дистанционного управления цветными телевизорами типа УСЦТ. Брелок сделан на микросхеме D1, которая используется в передатчиках систем управления. Для задания кода используются команды переключения 16-ти программ, используются две из них, в данном случае 4-я и 11-я.

Для выключения сигнализации нужно с начала нажать К1, а затеи ее отпустить и нажать К2. Схема фотоприемника на транзисторах VT3-VT7 не отличается от аналогичной схемы УСЦТ. С его выхода последовательный импульсный сигнал поступает на микросхему D2, которая его преобразует в параллельный, соответствующий номеру включенной команды. Двоичный код с выхода D2 преобразуется в десятичный дешифратором на микросхеме D4 и D5. К выходу которого подключена диодная матрица на VD4-VD17 которая распознает код.

Включение и выключение питания логического устройства производится каскадом на VT15 и VT16, управление - триггерами на микросхеме D6, при нажатии на КЗ на схему кратковременно подается питание, С11 заряжается и своим зарядным током устанавливает триггеры на D6 в такое состояние, в котором на выходе D6.З формируется логический ноль, на базу VT16 поступает единица и транзистор VT15 открывается, шунтируя кнопку КЗ.

При правильной подаче первого кодового слова на вход "1" D6.1 поступает единица и и триггер переключается в противоположное положение, освобождая триггер на D6.3 и D6.4. Теперь достаточно правильно подать второе слово и триггер на D6.2 и D6.4 переключится в противоположное положение и выключит питание устройства.- Каждый раз когда набирается неправильный код сигнал с уровнем единицы с диодов VD4-VD17 поступает на вывод 6 D6.2 и устанавливает триггеры в положение, соответствующее нажатию КЗ.

Для питания микросхемы D2 необходимо напряжение 18 вольт, автомобиль имеет бортсеть с номинальным напряжением 12 вольт недостающее напряжение в 6 вольт вырабатывает генератор на микросхеме D3.1-D3.4. Это мультивибратор с частотой 1 килогерц и мощным выходом к которому подключен выпрямитель на VD18VD19 со стабилизатором на VD20.

Конструктивно сторож сделан в виде трех блоков и дистанционного выключателя, фотоприемника и основного блока. Датчиков может быть и больше, можно увеличить число пьезокерамических датчиков, включив несколько датчиков параллельно, можно ввести дополнительные контактные датчика, работающие на замыкание на массу, включив их параллельно и черед диод к точке соединения R47 и VD23.

В авторском устройстве один пьезодатчик был смонтирован непосредственно в корпусе основного блока. Его корундовая игла соприкасалась с болтом шляпка которого торчит из дна корпуса основного блока. При установке основного блока эта шляпка жестко прилегает к металлической нише переднего колеса.

При ударе по кузову в любом месте или при прикосновении ключа к гайкам колес акустические колебания распространяются по кузову и достигают этого датчика. Два других датчика вынесены за пределы корпуса основного блока и их иглы соприкасаются с передним и задним стеклами из салона.

Положение инерционного датчика в корпусе выбирают таким , что-бы при установке корпуса стрелка бывшего микроамперметра свисала вертикально вниз, а плоскость её перемещения проходила от одного переднего колеса к противоположному заднему (от левого переднего к правому заднему и наоборот).

Схему можно существенно упростить, если отказаться от дистанционного выключателя и для отключения использовать геркон расположенный в потайном месте, например возле наружнего зеркала заднего вида со стороны салона. Электронную начинку брелка можно заменить постоянный магнитом. Геркон в этом случае подключается между выводом 13 и плюсом питания D6, между этим же выводом и общим проводом включить резистор на 10 ком, а вывод 8 той же микросхемы соединить с выводом 6.

Теперь для выключения сигнализации нужно поднести магнит к геркону.


ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ СХЕМЫ НА САЙТЕ:


Авторизация
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль?

Облако тегов

Опрос
Схемы каких устройств вам наиболее интересны?



Интересные схемы