Категории

Популярные схемы
Автоматический подогреватель автомобиля  
Автоматический подогреватель автомобиляВ зимнее время существует проблема запуска автомобильного двигателя после продолжительной (ночной) стоянки автомобиля с выключенным мотором. Особенно это актуально в отношении отечественных автомобилей марки «Москвич» или «ИЖ». Если необходимо постоянно поддерживать автомобиль готовым к выезду, нужно не давать его двигателю переохладиться периодически включая его поработать несколько минут. Это же касается и отдыха (сна) во время дальней поездки, когда необходимо поддерживать не только работоспособность двигателя, но и необходимую температуру в кабине.





На рисунке 1 приводится схема несложного автоматического прогревателя двигателя, выполненного на четырех микросхемах серии К561. Автомат позволяет периодически включать бензиновый двигатель на прогрев в течение некоторого времени. При помощи переключателей периодичность можно установить 1 час 08 мин, 2 часа 16 мин или 4 часа 32 минуты, а продолжительность прогрева - 4 минуты 15 секунд или 8 минут 30 секунд.

Схема автомата позволяет его установить в любой отечественный автомобиль, в котором есть контактный датчик давления масла («на лампочку»).

В момент включения питания (тумблером S3) происходит зарядка конденсатора С2 через резистор R2. На некоторое время на выводе 9 D4.3 возникает логический ноль, а на его выходе - единица. Эта единица устанавливает в нулевое состояние все счетчики, входящие в микросхемы D2 и D3, которые образуют 16-ти разрядный двоичный счетчик

После завершения зарядки С2 автомат запускается. На вход «С» счетчике D2.1 поступают импульсы частотой 2 Гц от мультивибратора на элементах D1.1 и D1.2, и через 1 час 8 минут единица появится на выводе 12 D3.2, через 2 часа 16 минут - на выводе 12 D3.2, через 4 часа 32 минуты - на выводе 14 D3.2. В зависимости от того, в каком состоянии находился переключатель S2, через один из этих промежутков времени единица поступит на выводы 2 и 13 D4. Одновременно эта же единица поступит на транзисторный ключ на VT3 и VT4 и откроет его.

Замкнутся контакты реле Р2 и включат зажигание. Еще, через четыре секунды возникнет логическая единица на выводе 6 D2.1. Теперь на оба входа D4.1 поступают единицы, и на его выходе появляется логический ноль, который поступает на вход элемента D1.3. Поскольку двигатель еще не работает, давление масла в нем мало и контакты стандартного датчика давления масла замкнуты на «массу» (на минус бортовой сети автомобиля).

К этому датчику подключен катод диода VD1. Диод открыт и конденсатор С3 разряжен, а на втором входе D1.3 есть логический ноль. Поэтому, на выходе D1.3 возникает единица, которая открывает ключ на транзисторах VT1 и VT2, и реле Р1 включает питание на реле стартера.

Стартер начинает вращать коленчатый вал двигателя. Как только двигатель исправного автомобиля начинает работать, давление масла в нем резко повышается и контакты датчика давления масла размыкаются. Диод VD1 закрывается и конденсатор С3 быстро заряжается через резистор R3. На выводе 9 D1.3 возникает напряжение логической единицы и на выходе D1.3 напряжение падавт до нулевого уровня, а ключ VT1-VT2 закрывается выключая стартер.

Если двигатель не завелся автомат будет крутить его стартером 4 секунды, затем «отдохнет» 4 секунды и повторит попытку пуска двигателя. Попытки будут повторяться пока двигатель не заработает.

Работать двигатель будет до тех пор, пока счетчик на микросхемах D2 и D3 не досчитает до «512» (4 минуты) или «1024» (8 минут) в зависимости от положения переключателя S1 После этого единица поступает с выбранного переключателем S1 выхода счетчика на вывод 12 D4.2. На выходе D4 2 возникает ноль, а на выходе D4.3 - единица, которая обнуляет счетчики микросхем D2 и D3. После чего зажигание выключается, и весь описанный выше процесс повторяется.

Таким образом, автомат постоянно подключен к схеме автомобиля по цепям контактов реле и датчика давления масла. Рвле Р1 и Р2 можно установить в салоне автомобиля, например, под приборной панелью, или в подкапотном пространстве. Контакты реле дублируют контакты выключателя зажигания. Реле Р2 служит для включения зажигания, а реле Р2 - для подачи напряжения на реле включения стартера, которое есть в любом автомобиле. Тумблер S3 расположен в салоне. Вместо тумблера можно установить на свободное место на консоли панели приборов стандартный кнопочный выключатель (такой как, например, для включения дополнительных фар).

Назад Вперед

ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ СХЕМЫ НА САЙТЕ:


Авторизация
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль?

Облако тегов

Опрос
Схемы каких устройств вам наиболее интересны?



Интересные схемы