Категории

Популярные схемы
Схема автосигнализации с датчиком удара  
Схема автосигнализации с датчиком удараПри разработке автомобильной сигнализации неизменно возникает вопрос - каким образом обеспечить отключение сигнализации. В неоднократно описанных в разной радиолюбительской литературе простых схемах используется система с задержкой включении сигнала, без задержки, и с отключением при помощи потайного геркона при помощи постоянного магнита, либо пультом на инфракрасных лучах. Если использовать систему с задержкой, то у похитителя есть целых 5-10 секунд, дли того чтобы разбить стекло в дверце водителя, протянуть руку к рычагу открывания капота, затем открыть капот и отключить аккумулятор.





А потом в спокойной обстановке разобраться с сигнализацией или просто отбуксировать автомобиль, не говоря уже о том, что он может следить за владельцем и подсмотреть где находится потайной тумблер. Система без задержки будет будить по утрам соседей, и вызывать всеобщее недовольство. Геркон то-же разгадать несложно, а системы на инфракрасных лучах сложны и к тому же существуют сканеры для их взлома.

После длительных размышлений по данному вопросу автор решил воспользоваться системой условных стуков. Сделанное автором противоугонная сигнализация имеет акустический датчик, именуемый сейчас шок-сенсор. Его можно выполнить на базе малогабаритного микрофона в металлическом корпусе или звукоснимателя от электрофона старого типа (с пьезоэлементом).

Такой датчик прикручивается к металлу кузова и реагирует на удары по кузову и касания металлического инструмента к кузову и колесам. Сигнализация имеет два режима работы, в первом звуковой сигнал включается сразу-же после срабатывания, во втором с десятисекундной задержкой. Переключаются режимы таким образом.

На приборной панели автомобиля устанавливается светодиодный индикатор, цифры на котором меняются постоянно от нуля до девяти, с частотой в районе 0,5 - 1 Гц. Владелец автомобиля заранее программирует одну цифру, например "3". Действия такие. Владелец подходит к автомобилю и наблюдает за индикатором, как только высвечивается цифра "3", ему нужно постучаться в дверцу, или в то место, которое ближе всего к датчику (шок-сенсору).

Система срабатывает, но сигнал включается с десятисекундной задержкой, что позволяет владельцу отключить её изнутри. Если посторонний человек будет стучаться в любой другой момент система сработает незамедлительно. Постороннему наблюдателю догадаться в чем дело довольно сложно, особенно если индикатор расположить на одном табло с электронными часами, там где должен быть разряд секунд.

Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке. В качестве шок-сенсора используется малогабаритный микрофон МК1, резистор R12 служит для установки чувствительности датчика. На транзисторах VT3 - VT5 выполнен низкочастотный усилитель и импульсный детектор. При ударе низкочастотные колебании от микрофона поступают на двухкаскадный усилитель на VT5 и VT4, усиленный сигнал детектируется диодами VD6 и VD7 в положительный импульс, который поступает на базу Т3.

Отрицательный импульс с коллектора VT3 переводит триггер на D1.1 и D1.2 из дежурного в рабочее состояние, нулевой уровень с выхода триггера через цепь, создающую задержку - R1 С2 поступает на вход элемента D2.1,и без задержки на вход элемента D2.2. Переключение этих элементов производится при помощи счетчика D3, на вход которого поступают импульсы от мультивибратора на D1.3 и D1.4. К его выходам через преобразователе уровня подключен индикатор HL1.

Мультивибратор блокируется нулем с выхода триггера, поэтому при срабатывании счетчик останавливается. В тот момент когда счетчик досчитывает до установленного числа (в данном случае "5") на оба катода диодов VD8 и VC9 поступают единицы, и единица поступает на вывод 6 D2.2 и блокирует элемент срабатывающий без задержки.

На вход элемента срабатывающего с задержкой (D2.1) поступает нуль с выхода D2.3. Если в этот момент постучаться счетчик замрет в этом положении и включится режим с задержкой. В остальных состояниях счетчика D2.1 будет блокирован, а D2.2 открыт и срабатывание будет без задержки. С выходов этих элементов через диоды VD3 и VD4 напряжение высокого уровня поступает на каскад управления сигналом на VT1, VT2 и VS1.

Каскад на D2.4 служит для установки задержки включения в дежурный режим, для выхода из салона и закрывания дверей (время задаётся цепью R2 С3) и для перевода системы в дежурный режим после минуты работы звукового сигнала (время устанавливается цепью R5 С4).

Схема подключается последовательно с сигналом, параллельно кнопке его включения, и отключается микротумблером Т1.


ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ СХЕМЫ НА САЙТЕ:


Авторизация
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль?

Облако тегов

Опрос
Схемы каких устройств вам наиболее интересны?



Интересные схемы